Любую систему можно описать всего лишь тремя моделями:

  • черный ящик
  • модель состава
  • модель структуры

Черный ящик – это описание системы со стороны внешнего наблюдателя, который не знает о внутреннем содержании системы и видит только ее внешние свойства.

Такое описание полезно для определения того, с чем и как связна система в окружающем ее пространстве, характер этих связей, что потребляет система на входе, что дает на выходе. Понятно, что бизнес-система должна давать на выходе прибыль. Но вот ее размер, как правило, просто так не определишь.

Модель состава – это описание элементов из которых состоит система. Можно сказать тех «кирпичиков» в здании, которые являются основными частями.

Такое описание необходимо для определения функциональных, физических, информационных составных частей системы. Какая часть системы за что отвечает, какой результат дает и прочее.

Модель структуры – это описание связей между элементами системы. Связи являются основой любой системы.

Такое описание дает понимание того, как, собственно, и работает вся система. Какой элемент, как и чем связан с другими элементами. Как элементы влияют друг на друга и на систему в целом. Внутрисистемные связи – это ключ ко всему.

Моделей всего три. Но составить различных описаний можно бесконечно много. Насколько хватит фантазии и креативности. Вроде бы все просто. Однако не так легко, как может показаться. Чтобы было лучше понятно, то по аналогии, например, есть семь нот, а мелодий бесконечно много. В айкидо всего с десяток базовых движений, а их сочетаний несравнимо больше. Моделей системы три, а точек зрения на систему несравнимо больше.

Однако надо понимать, что на практике не всегда рассматриваются в качестве элементов системы существующие в ней функциональные подразделения (отделы, департаменты), или рабочие процессы. Часто для решения проблем бизнеса необходимо понять, как связаны не физические элементы, а события в системе, возникающие вследствие взаимодействия элементов и их свойств. Говоря проще, почему падают продажи, или уходят клиенты, или низкая прибыль, либо заметно много брака при производстве и т.п.

Вопросов на самом деле много. Разбираются эти вопросы в разделе «Бизнес-системы (практика)».

Но как мы увидим далее, во всех событиях и проблемах в системе и результатах ее функционирования «виновата» обратная связь. Об этой своенравной даме здесь.

Добавить комментарий