Самое главное, сложное и одновременно самое интересное явление в любой системе – это петли обратной связи.

Никто, как правило, не задумывается о возникновении тех или иных событий или явлений с точки зрения того, что, собственно, явилось запускающей причиной. Наши поступки, поступки других людей, стечение внешних условий, результат взаимодействия между различными элементами и много других факторов порождают некие события.

Порой нам кажется, что эти события каким-то непостижимым образом вдруг произошли сами собой. Мы их не планировали, да вообще мы не хотели, чтобы так получилось. А оно вон как вышло.

Или мы планировали и совершали какие-либо мероприятия в своем бизнесе, но в итоге почему-то что-то где-то пошло не так. В результате не получилось. И хорошо, если бизнес не понес потери.

Сложные системы всегда ведут себя не так, как планирует или ожидает наблюдатель. Это связано с тем, что в системах действуют петли обратной связи. То есть действие одного элемента вызывает изменения в других элементах. Те, в свою очередь, вызывают изменения в следующих элементах, с которыми связаны. И пошло…

Через определенное время изменения доходят до элемента, с которого они начались и влияют на него. Петля замкнулась. Но дошедшие до начального элемента изменения уже совершенно не узнаваемы. Но люди всегда ищут причину изменений линейно, т.е они считают, что следствие сразу идет за причиной.

На самом деле последствия от действий элемента в системе приводит к изменениям в системе не сразу, а с некоторой временной задержкой.

Эти петли обратной связи и являются главными «виновниками» всех событий в системе. И чем сложнее система, тем больше петель обратной связи, тем более запутанными и непредсказуемыми кажутся протекающие в системе процессы. С нашей точки зрения – это хаос. На самом деле мы просто не можем охватить все элементы, их связи и сочетание факторов их взаимодействия.

Всего существует два типа обратной связи: усиливающая и уравновешивающая. Других нет. Только эти два вида обратной связи создают все изменения в системе. Выявив их, мы сможем контролировать систему.

Усиливающая обратная связь – это такая связь, которая многократного усиливает изменения в системе. В литературе встречается и такое определение, как «положительная» обратная связь. Но это не значит, что она приносит только положительные изменения. На самом деле такая связь просто усиливает процессы вне зависимости от того какие они – плохие, или хорошие для функционирования системы.

Уравновешивающая обратная связь – это такая связь, которая противодействует изменениям в системе. В литературе встречается такое определение, как «отрицательная» обратная связь. Но это не значит, что она действует только во вред. Напротив, в иных ситуациях она играет положительную роль, не позволяя системе выйти из стабильного состояния и развалиться.

Петли уравновешивающей обратной связи объясняют сопротивление системы к изменениям. Они являются стабилизатором существующего устойчивого состояния системы.

Для того, чтобы изменить состояние системы необходимо воздействовать на петли обратной связи. Или их разрывают, или создают им в противовес другие петли. Тогда система выходит из текущего стабильного состояния и переходит в другое, но уже отличное от предыдущего.

Вообще про петли обратной связи в одной небольшой статье всего не опишешь. Поэтому здесь мы ограничимся только общими сведениями, а в разделе «Бизнес-системы (практика)» рассматриваются примеры действия петель обратной связи.

Как раз по причине действия петель обратной связи на главной странице этого сайта и написано, что 96% проблем в компании возникает по причине существующей в ней системы. И только 4% проблем – это человеческий фактор. На практике же, обычно, всю вину за проблемы сваливают на одного или нескольких людей (сотрудников).

Так как петли обратной связи замкнуты в цикл, то понять, где причина, а где следствие порой очень сложно. Это связано с нашим линейным мышлением. Поэтому необходимо пройти по всей цепочке обратной связи, чтобы выявить все элементы (факторы) того, или иного явления в системе и понять, как действовать, чтобы изменить ситуацию.

Очень часто владельцы бизнеса, либо их наемные директоры, не вдаваясь в вопросы того, как работает их бизнес-система, борются с последствиями действия петель обратной связи. В результате причина не исчезает, продолжает создавать проблемы, с которыми продолжают воевать – тушить ежедневные пожары. Это похоже на то, когда у вас простуда, и вы вместо лечения причины – борьбы с вирусами в организме, устраняете последствия – заложенный нос, чихание, кашель. В итоге ваша простуда может стать хронической.

Так в компаниях возникают застарелые, хронические болезни. Причину ведь не вылечили. Все силы идут на устранение последствий – существующих проблем. Причем зачастую используемые методы только усугубляют ситуацию.

Так что устраняйте причину, а не ее последствия!

Добавить комментарий