Что такое стратегия? До сих пор нет четкого определения, единого для большинства.

Либо это позиция на рынке, либо это план на несколько лет вперед, либо это характер поведения компании. Часто стратегией называют избранную бизнес-модель.

От одного не очень образованного «консультанта» я слышал и такое определение: стратегия – это промежуточные результаты. Совсем уж как-то по-дилетантски.

Давайте посмотрим на это понятие с точки зрения целей и задач организации.

Итак, есть текущее состояние компании, и есть желаемое состояние компании. Разница между существующим положением и желаемым и есть проблема.

Описание того, что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого состояния — есть стратегия. Но не просто описание, а с определением основных этапов, и сроков их реализации.

Стратегия – это общий план достижения какой-либо цели. Например, удвоение дохода от продаж. Что должна сделать компания (бизнес), чтобы удвоить свои доходы?

Вот здесь и начинается ступор. Почему? Потому, что Вы не знаете, где Вы находитесь сейчас. А чтобы это понять необходимо провести анализ текущего состояния бизнеса с определением количественных показателей. Тогда становится понятно, куда Вы хотите попасть. Тогда цель становится конкретной, значимой, ограниченной во времени и достижимой (как любят писать в литературе и говорить тренеры).

Методы реализации стратегии, ее этапов относятся к тактике. Инструменты для реализации тактических методов – это как раз тот инструментарий, который описывается в различных тренинговых курсах и на мастер-классах.

В итоге мы видим четкую иерархию:

стратегия – цели и задачи;

тактика – методы (способы) достижения целей и решения задач;

операционный уровень – выбор инструментов для реализации методов достижения целей и решения задач

Но здесь необходимо, также, понимать, что операционный уровень – это постоянная коррекция курса, по которому двигается бизнес к своей поставленной цели.

Стратегия должна быть гибкой, одновременно с устойчивой целью. Это значит, что необходимо ежегодно пересматривать свои стратегические этапы, чтобы идти в ногу со временем и соответствовать внешним переменам, происходящим вокруг компании, бизнеса. Иначе есть опасность оторваться от реальности и уйти с рынка. Любой план – это не догма. Как говорил один генерал: планы – ничто, планирование – все.

С точки зрения организации работы стратегия обуславливает следующую иерархию уровней:

Например, цель – удвоение продаж.

Задачи: увеличить базу клиентов, поднять уровень подготовки сотрудников, внедрить новые каналы привлечения клиентов, улучшить уровень обслуживания клиентов.

Соответственно задачам определяются функции, или операционные действия, необходимые для повседневного решения поставленных задач. Здесь надо понимать, что не следует концентрироваться на отдельных людях, работающих в компании. Мы говорим о функциях, которые должны выполняться. Но кому их делегировать – это уже вопрос операционного управления: делегировать существующим сотрудникам, или нанимать новых.

Как-то раз директор крупной сети ритейла сказал, что его знакомый владелец бизнеса сообщил о своем инсайте. Он понял, что организация и управление – это разные вещи.

Здесь путаница понятий у этого владельца. Организация и управление – это суть одно и то же. Но управление на стратегическом уровне и на операционном – это разные вещи. Скорее всего он это имел в виду, но путаница в голове и понимании разделила его ментальные модели не там, где надо.

В результате, стратегия – это ваши главные цели и задачи, план по их достижению и решению с основными этапами и сроками. Тактика – описание того, как Вы планируете достичь своих целей и решить задачи. А операционный уровень – ежедневная работа по исполнению необходимых действий для реализации тактических вопросов и достижения поставленных целей и задач.

Добавить комментарий