В процессе погружения в тему маркетинга я конечно же встретился с материалами известного в России бизнес-консультанта и маркетолога (маркетера?) представляющего такое направление, как партизанский маркетинг.

Основоположником этого понятия является Джей Конрад Левинсон, американский рекламист. В 80-х годах прошлого столетия он выпустил свою книгу, в которой изложил свой поход к малобюджетной рекламе для малого бизнеса и ввел понятие «партизанский маркетинг» («guerrilla marketing» — англ.).

Д.К.Левинсон продемонстрировал тактики и приемы рекламы товаров и услуг, не требующие достаточно заметных рекламных бюджетов. Здесь основой является проявление креатива, чтобы использовать любые места для размещения своей рекламы. Затем список таких тактик и способов был расширен за счет разработки новых, например, использование бартерных сделок при размещении рекламы на различных  каналах.

Что представляет из себя партизанский маркетинг?

Эффективное использование листовок, плакатов, визиток, одежды сотрудников, упаковки, ценников и прочее, прочее. Основной упор делается на относительно дешевые носители, которые постоянно находятся на виду и целевой аудитории. Ну и главное – это содержание, яркое, запоминающееся.

Многие из предложенных им способов стали хрестоматийными. Их используют везде и все, даже не задумываясь что это и откуда взялось. Вспомните, кружки с логотипом, ручки с логотипом, флаеры и т.п.

В общем-то описываемые Левинсоном виды маркетинга не совсем такие уж малобюджетные в нашей среде. Например, он описывает случай, когда владелец малого бизнеса получил возможность подать рекламу через медийные каналы очень дешево, всего-то каких-нибудь порядка 10 тыс. долларов. У Вас есть каких-то 10 тысяч баксов, чтобы использовать их все на рекламу? Поэтому не надо путать реалии за океаном с реалиями российскими (да вообще с постсоветским пространством). Для кого-то это достаточно серьезная сумма, которая никак не укладывается в дешевую рекламу.

Одним из главных принципов партизанского маркетинга Левинсона было партнерство с другими бизнесами, которые обслуживают ту же целевую аудиторию, что и Ваш бизнес. Таким образом, Вы получаете клиентов из других бизнесов взамен на что-то: процент с продаж, реклама партнера своим клиентам и т.д.

В дальнейшем появились вариации различных последователей и просто желающих «прокатиться на этой волне» тренеров и консультантов: партизанский маркетинг в туризме, в рознице, соцсетях, в интернет, для консультантов… И пошло-поехало.

По моему убеждению, это всего лишь хорошо упакованный маркетинговый ход Д.К.Левинсона по продвижению своих услуг и себя, как высококлассного специалиста. Я ни в коей мере не умоляю его заслуг перед бизнесом. О таких же вещах писали и другие рекламисты, и маркетологи, только другими словами. Но почему именно он стал так популярен у нас? Просто его книгу перевели на русский язык, а книги других его западных коллег – нет.

Ну и кто-то на постсоветском пространстве первым начал распространять его идеи. Кто первый встал – того и тапки, как говорится.

Как-бы то ни было, но все следующие поколения стремящихся стать богатыми воспринимают давно известные маркетинговые тактики, как нечто новое для себя и с восторгом ходят и слушают выступления, мастер-классы, семинары и тренинги различных гуру маркетинга.

Подобным образом появляются все новые и новые виды маркетинга: нейромаркетинг, аромамаркетинг, краудмаркетинг, SMM-маркетинг, контент-маркетинг, маркетинг отношений, операционный, тайм-маркетинг, цифровой маркетинг (то же, что и реклама в сети интернет) и т.д. и т.п. и пр.пр.

По сути, это дробление маркетинга на различные каналы и представление их, как некое новое, самостоятельное, архиэффективное топовое направление продвижения своих продуктов на рынке.

Помните, как начали использовать Youtube и всячески продвигать его, как недооцененный канал рекламы? А теперь он превратился в информационную видеопомойку. Хотя нужные ролики найти еще можно.

А соцсети? Теперь там везде и всюду реклама, рекламные посты, посты типа «купите у нас вот это барахло». И как все кинулись в Инстаграмм? За пару лет его заполонили бездарные аккаунты по продаже маникюров, салонов красоты, белья и прочей кучи всякой ерунды.

Будьте внимательны. Читайте соответствующую литературу, и Вы со временем поймете, что нет здесь ничего вновь изобретенного. Есть только упаковка. Все новое – это хорошо забытое старое.

Добавить комментарий